В последние годы среди молодёжи произошёл колоссальный рост потребителей так называемых «Электронных средств доставки никотина» (ЭСДН) — электронных сигарет, вейпов, кальяна. Привычка к «парению» стала модным атрибутом коммуникации и альтернативой курению сигарет.
Это произошло, в том числе, благодаря изощрённым маркетинговым стратегиям табачных компаний, которые стали терять рынки сбыта после принятия федерального закона №15 ФЗ от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Одной из стратегий табачных компаний является реклама ЭСДН как безвредного средства отказа от курения табака.
В результате в молодёжной среде возникла субкультура «вейперов», а число потребителей табака и других никотинсодержащих продуктов не только не уменьшилось, но и возросло.
По данным выборочного опроса взрослого населения России в 2017–2018 гг., постоянно потребляли ЭСДН 2,5 % населения, при этом частота потребления ЭСДН в самой молодой возрастной группе (18–24 лет) оказалась наиболее высокой и составила 23,5 %.
В Красноярском крае, как показывает социологический опрос квотной выборки взрослого населения, доля потребителей ЭСДН (электронных сигарет, вэйпов, айкос, кальяна) возросла с 3,5 % в 2016 г. до 10,7 % 2021–2022 гг. соответственно. При этом доля курящих сигареты уменьшилась за аналогичный период с 32,2 % до 23,1 %, и в целом, потребление никотинсодержащей продукции возросло до 34,1 %.
Такая ситуация не только не способствует улучшению здоровья населения, но и препятствует достижению результатов национальных проектов в области общественного здоровья снижению смертности населения и распространённости «факторов риска» хронических неинфекционных заболеваний, среди которых курение является наиболее значимым.
Запись вебинара «ЭСДН (электронные средства доставки никотина) — современные „тихие убийцы“».
Контакты:- КГБУЗ «Красноярский краевой Центр общественного здоровья и медицинской профилактики»:
- сообщество «Давай бросать» от национального проекта «Демография»: